Свайный фундамент является в настоящее время популярным на основании существенного обновления технологий. Взамен технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь применяется способ с завинчиванием. Собирается так называемый свайно-винтовой фундамент. Особенность винтовых свай — не требуется выполнять крупных земляных работ. Нужно только бурение скважин под сваи, без разработки грунта. При этом, можно бурить не на всю глубину погружения. Это бюджетный способ установки фундамента, набирающий популярность в частном строительстве.

Специфика буровых работ под винтовые сваи

Сваи погружаются завинчиванием, по этой причине их применяют на однородных суглинках. Данная технология не используется на каменистых грунтах. Под представленный тип свай бурение можно делать винтовым инструментом — ямобуром. Он выполняет бурение с более высокой скоростью, сравнительно с традиционным буровым оборудованием.

Ямобур, отличаясь от бурового станка, смонтирован на стреле экскаватора. Для того, чтобы начать бурение под очередную сваю, не нужно перемещать машину. Достаточно изменить положение стрелы экскаваторного ковша (где установлен механизм). В итоге, можно произвести бурение нескольких десятков свай за рабочий день. Практически, расценка бурения скважин под сваи — оплата смены экскаватора. Подобные модификации техники имеют бульдозерный отвал. Он применяется с целью снятия слоя грунта под фундамент и подготовки подъездных путей.

Второй вариант ямобура устанавливается на грузовике, а не на тракторном или экскаваторном шасси. В итоге уменьшается цена доставки. Данная технология идентична той, что используется на экскаваторе. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения под сваи). Прибор закрепляется на конце стрелы и работает посредством гидродвигателя. Шнековая конструкция позволяет осуществлять бурение на сухую, без применения бурового раствора и воды.

Главный недочет ямобура — не очень большая глубина бурения. Она редко бывает более трех-четырех метров. Плюс механизма на грузовике — чуть большая глубина бурения. В этом форм-факторе глубина достигает пяти-шести метров. Конфигурация грузовика позволяет разместить длинный шнек. Между тем, свайный фундамент используется на слабом грунте, где глубина требуется больше 6-и метров. Тогда используют бурение классическими буровыми станками на автомобильном шасси.

Бурение при помощи бурового станка

Под одну постройку необходимо несколько десятков свай. В связи с этим бурение под сваи рекомендуется выполнять буровыми станками. Именно установка шнекового бурения скважин под сваи помогает уменьшить дорогое время на перенос буровой вышки из одного места в следующее. Вместо автомобильного шасси применяют экскаваторное или тракторное. Буровые станки без шасси малопригодны для бурения. Их долго перемещать.

Погружение свай фундамента высотных зданий больше 15 метров. На такую глубину никакой ямобур не подойдет, необходима специализированная буровая техника. Чаще используют станки на шасси Урал, КамАЗ, ЗИЛ 131. Бурение может проводиться либо по-мокрому с постоянной подачей воды для вымывания раздробленной породы, либо шнековым методом с выбрасыванием шлама всухую.

Для свай очень важно соотношение толщины и длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей). Если соотношение нарушено, например, свая чрезмерно тонкая и длинная, это ведет к превышению расходов материалов и к повышению энергозатрат при бурении. Буровые станки требуются при погружении свай на большие глубины (больше 5-и метров), поэтому им требуется достаточно большой диаметр. В частности, для мостов применяются сваи с глубиной ориентировочно 15-20 метров и с диаметром 600-700 миллиметров.

Основными на данный момент стали сваи шнекового бурения. Данная технология дает возможности получение скважин достаточного диаметра с небольшими затратами. Ее превосходство — не понадобится присутствия на объекте воды.

Бурение под заливные сваи

Самое главное отличие этого вида свай от других — невозможность погружения без скважины, которая пробурена на всю длину. Таким образом, бурение скважин буронабивных свай, к примеру, возможно выполнить на 70% от глубины погружения, а остаток добить надлежащим оборудованием. С заливными сваями это решение не пройдет. Необходимо обязательно делать бурение на всю глубину и никак иначе.

Заливная свая — подходящий метод для неоднородного грунта с каменистыми включениями. Камни будут мешать погружению других видов свай, заливные же отливаются в пробуренной скважине, их не требуется погружать. Их можно использовать на любых почвах. С современной техникой заливные сваи получатся ненамного дороже обычных. Они вполне могут быть доступными для частного строительства. Таким образом, возможно выбрать подходящие способы бурения свай, отталкиваясь от требуемых задач.

Для этого типа свай бурится скважина большого диаметра, к примеру, 200-300 мм. В нее вставляется каркас из арматуры, заливающийся затем бетоном. Технологии опалубки позволяют отливать сваи как единое целое с ростверком. Получится конструкция с максимальной прочностью. Данная схема нашла применение в промышленном и инфраструктурном строительстве. Монолитные фундаменты применяются для гидротехнических построек и мостов.

Заливка свай осуществляется в течение нескольких часов или дней после проведения бурения. Обычно ее делают сразу. Оставлять пустые скважины надолго нельзя, они быстро осыпаются. Допускается отливка и с ростверком, и без. Заливку довольно часто производят поэтапно, так как для заливки свай нужна одна техника, а для ростверка — другая.